27.07.2022

Стереотипы мешают женщинам занимать руководящие посты

Согласно исследованию hh.ru, к 2022 году количество сфер, в которых женщины претендуют на руководящие должности, увеличилось до девяти. Для сравнения, в 2019 году таких сфер было почти в два раза меньше. «Управление персоналом», «Наука, образование», «Медицина, фармацевтика», «Спорт, салоны красоты», «Бухгалтерия, финансы», «Маркетинг, реклама, PR», «Туризм, гостиницы, рестораны», «Искусство, СМИ», «Страхование» - в этих сферах доля женщин-руководителей составляет более 50%.

Однако в обществе все еще силен стереотип, по которому занимать управленческие должности могут только мужчины. По данным опроса, проведенного Kontakt InterSearch Russia, 44% мужчин и 38% женщин заявили, о желании работать в подчинении у мужчины. При этом среди респондентов-мужчин не нашлось никого, кто бы сказал, что предпочитает работать под руководством женщины.

«Согласно опросам hh.ru, подчиненные мужского пола склонны ниже оценивать работу своих руководителей-женщин, а соискатели, чьим руководителем является женщина, чаще положительно оценили бы, если бы руководителем стал мужчина, - рассказала Мария Игнатова, руководитель службы исследований hh.ru. - Интересно, что сами женщины также не приветствуют факт смены их руководителя-мужчину на руководителя-женщину: 18% женщин линейных руководителей и топ-менеджеров скорее отрицательно, а 6% крайне отрицательно отнеслись бы, если их непосредственным руководителем стала женщина. У мужчин распределение негативной реакции на такую замену немного другое: 14% скорее отрицательно и 6% крайне отрицательно».

По данным Kontakt InterSearch Russia, женщины чаще получают место работы, если на этом месте ранее была женщина, а мужчины занимают место мужчин.

54% женщин расказали, что сталкивались с ситуацией гендерного неравенства: 44% - иногда и 10% регулярно. У мужчин подобные ситуации встречались в 30% случаев.

«Результаты исследования нас не сильно удивили, поскольку еще раз продемонстрировали укрепившиеся стереотипы относительно роли женщины в бизнесе, - пояснила Галина Спасенова, партнер Kontakt InterSearch Russia. - Для мужчин все еще неприемлема работа под руководством женщины. Вероятно, это связано с патриархальными устоями. Большинство руководящих постов занимают именно мужчины, и пока о паритете в управлении говорить не приходится. Нередко мы слышим и скептическое: «Женщины управляют эмоционально, а не профессионально». Стереотипы о женщине в управлении обуславливают и нежелание самих женщин работать с представительницами своего пола».

В ходе опросов респонденты отмечали, что в последнее время больше внимания стало уделяться гендерной повестке. Но на практике только 18% компаний придерживаются гендерного равенства.

«В нашей компании сформировалась устойчивая тенденция поддержания женского лидерства, - рассказала Екатерина Берестова, директор по персоналу компании «Валента Фарм». - Мы регулярно проводим программы развития руководителей, в которых сотрудницы активно принимают участие».

«Разворачивавшаяся до последнего времени ESG-повестка с глубокой интеграцией компаний на международном уровне делала отдельный акцент на гендерном равенстве, - рассказала Екатерина Мовсесян, генеральный директор КРОС. - В России были сделаны первые шаги, но мы пока не можем наблюдать результат этих усилий, поскольку они имеют отложенный эффект. Но те компании, которые дольше практикуют ESG-подход, говорят о положительных социальных и экономических эффектах. Например, по данным ООН, достижение 30-процентной представленности женщин на руководящих должностях приводит к увеличению прибыльности на 15%. Финансовые показатели - наиболее весомый аргумент в изменении корпоративных политик, поэтому можно ожидать, что постепенно тренд на большее присутствие женщин на руководящих должностях будет нарастать».

Однако практика «гендерных квот», когда количество руководителей в компании «подгоняется» под требуемые параметры, вызывает негативную реакцию у персонала. По данным Kontakt InterSearch Russia, против подобной практики выступают 82% мужчин и 54% женщин. Для сравнения: в 2020 году этот показатель был на уровне 62% у мужчин и 11% у женщин.

По мнению опрошенных, пол не влияет на успех в бизнесе, важны только личные качества. Согласно опросу, мужчинам на высоких должностях чаще не хватает креативности, коммуникативных навыков и эмпатии, а женщинам-руководителям не хватает последовательности и объективности.

Эксперты отметили, что для карьерного продвижения и достижения высоких должностей важны не гендерные факторы, а личные навыки и способности.

«И для руководителя-мужчины, и для руководителя-женщины важны внегендерные компетенции: сильные управленческие навыки, а также soft-skills - умение коммуницировать, выстраивать рабочие отношения с коллегами, - уверена Екатерина Мовсесян. - Если у руководителя и его заместителя общие ценности, если они доверяют друг другу в работе, то они могут сработаться, независимо от того мужчина или женщина стоит во главе».