15.06.2022

Участники гаражных объединений станут совладельцами общего имущества

На рассмотрение депутатов Госдумы представлен законопроект, согласно которому собственники гаражей или машиномест в гаражных объединениях получат права на долю в общем ​ имуществе в таких объединениях. Это, например, проезд к месту хранения своего автомобиля, контейнерные площадки для сбора мусора или электрические сети

В 2021 году в России запустили «гаражную амнистию», которая позволяет оформить сами гаражи и землю под ними в упрощенном порядке и без платы за землю. Но деятельность гаражных объединений до сих пор не отрегулирована законом. Из-за правовой неопределенности возникает немало проблем, например, с использованием общего имущества и регистрацией уже существующих объектов. А эти вопросы затрагивают интересы большого количества людей — всего в стране 36 тысяч гаражных объединений.

Решить возникающие проблемы призван законопроект «О гаражных объединениях», который должен урегулировать вопросы, ​ связанные с организацией деятельности объединений ​ и объектами общего пользования.

В законопроекте перечислено, на что конкретно имеют право люди, которые приобрели места для своих железных коней. Например, в общее имущество гаражного комплекса, то есть здания с оборудованными стоянками, в том числе подземными, должен входить участок под самим зданием со всеми элементами благоустройства. На праве общей долевой собственности каждому из владельцев принадлежат лестницы, лифты, помещения для техобслуживания и мойки и другое общее имущество. К месту в гараже-стоянке — участку с выделенными гаражами, боксами и местами для авто — полагаются участки общего пользования с дорогами и проездами, площадки для сбора мусора, котельные и тому подобное имущество, которое там имеется.

При этом по законопроекту собственники не могут выделить или продать свою долю. Они могут пользоваться ей, пока им принадлежит гараж или машиноместо. Если же владелец продаст его, другому владельцу перейдет право на долю в общем имуществе. Владельцы гаражей могут решить передать какую-то часть общего имущества только на общем собрании.

Из документа следует, что расходы на содержание общего имущества ложатся на собственников гаражей и машиномест. Какими будут затраты, зависит от того, какой долей площади стоянки владеет автолюбитель.

Если же собственники будут уклоняться от несения общих расходов, то это может дать повод организации выйти с иском в суд, добавил он.

Владельцы гаражей и мест на стоянках смогут создавать объединения в виде гаражных кооперативов или товарищества собственников. Отличие в том, то в кооперативе у каждого владельца один голос при принятии общих решений, а в товариществе количество голосов зависит от площади гаражей или машиномест, которыми он владеет.

Законопроект устанавливает требования к каждому виду гаражных сообществ и права их членов. В частности, собственники мест в гаражных объединениях должны проводить общие собрания хотя бы раз в год, но могут и чаще — по инициативе кого-то из владельцев гаражей. Решение будет правомочным, если соберутся больше половины участников. Правда, встречи можно проводить и дистанционно, например, по электронной почте или видеосвязи.

По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрия Синельщикова, новый законопроект станет, по сути, кодексом гаражных объединений, так как он будет комплексно регулировать эту сферу.