15.12.2021

Эффективность мер поддержки малого бизнеса в России

Премьер-министр Михаил Мишустин провел заседание правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), на котором обсуждались результаты мероприятий по поддержке малого бизнеса.

В ноябре этого года правительство запустило третий пакет мер по смягчению негативных последствий пандемии. В рамках проекта было продлено предоставление кредитов на выплату заработной платы (ФОП-3.0) на срок до полутора лет и под 3 процента.

Формы грантового финансирования появились для владельцев малого бизнеса в наиболее пострадавших отраслях. В основном они касаются сферы общественного питания и гостиничного бизнеса, стоматологических клиник, кинотеатров и ряда других. Ряд грантов предназначен для социально ориентированных некоммерческих организаций.

На заседании комитета обсуждались материалы правительства и опросы общественного мнения, которые показали, что малый бизнес был намного активнее в условиях пандемии, используя возможности, предоставляемые программами государственной поддержки.

Так, согласно июльскому исследованию Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в 2020-2021 годах почти треть владельцев малого бизнеса хотя бы раз обращалась за мерами господдержки. Тогда как обычно, по экспертным данным, охват субъектов малого предпринимательства различными формами поддержки в России не превышал 1-1,5 процента от совокупности субъектов МСП.

Если рассматривать результативность применявшихся мер, то данные того же опроса ФОМ позволяют говорить о том, что меры поддержки малого бизнеса в период пандемии имели разный охват (т.е. разную доля респондентов, получивших соответствующую поддержку) и разную эффективность (т.е. полезность данной меры поддержки для бизнеса респондентов).

При определении дальнейших мер в области политики поддержки МСП следует учитывать этот опыт, применяя в первую очередь те меры, которые позволяют добиться значимого эффекта в масштабах всего сектора. Хотя бы потому, что в период пандемии от разных внеэкономических шоков пострадало подавляющее большинство малых предприятий, а не отдельные целевые группы.

Также следует отметить, что субъекты малого бизнеса недостаточно информированы о крупных проектах в области государственной поддержки МСП, будь то нацпроект или относительно недавняя инициатива ФОТ 3.0. Оказалось, что подавляющее большинство предпринимателей ничего не слышали о последнем. А чтобы повысить уровень заинтересованности и вовлеченности малого бизнеса, государству необходимо оказать серьезную информационную поддержку проводимой политики, в том числе через лидеров, которым доверяют владельцы малого бизнеса.