08.09.2021

Российские гипермаркеты и супермаркеты закрываются не только из-за пандемии

Гипермаркеты в России стали закрываться в том числе и потому, что россияне стали меньше ездить туда, чтобы закупить продукты впрок на неделю. Они предпочитают магазины у дома или онлайн-покупки.

Однако эксперты уверены, что большой формат магазинов остается перспективным каналом продаж как для физических покупателей, так и для сервисов доставки продуктов.

Тенденция к сокращению магазинов формата супер- и гипермаркет наметилась задолго до пандемии и никак с ней не связана, уточняет президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Сейчас речь идет скорее не о закрытии физической розницы, а о диверсификации бизнеса, перенастройке форматов и каналов взаимодействия с клиентом. Так, именно сейчас быстрыми темпами развивается интернет-торговля - по итогам прошедшего года она занимает уже 9,6% продаж.

Формат гипермаркета попал под давление из-за изменений потребительских предпочтений. И скорее всего, их количество будет сокращаться. Но это будет либо стратегическое решение, либо это будут закрытия региональных небольших сетей, которые не выдерживают конкуренции.

Сейчас в стране 1100 гипермаркетов. По оценке экспертов, их количество сократится примерно на 50 магазинов. Но сам по себе формат остается востребованным. Хотя трафик покупателей и снизился, это компенсировалось увеличением среднего чека. Свой потребитель у гипермаркетов есть.

Кроме того, гипермаркет сейчас выполняет роль магазина-склада. В отличие от обычного склада гипермаркет находится близко к потребителю, здесь установлены доступные цены, потому что у сетей достаточная закупочная сила. Поэтому для сервисов доставки продуктов это прекрасный вариант. При этом гипермаркеты могли бы использоваться более активно для доставки непродовольственных товаров.