05.08.2019

На цвет и вес все вкусы разные: что еще влияет на вкус напитков кроме их состава

Различные научные исследования показали, что на наше восприятие вкуса еды и напитков влияют не только специи или пищевые добавки. Мнение о том или ином продукте может меняться в зависимости от формы и цвета упаковки, размера посуды и даже музыка, под которую его едят или пьют.

Так, например, физиологи из Брюссельского и Оксфордского университетов рассказали тремстам участникам проводимого ими эксперимента, что они будут тестировать разные сорта пива — светлое 4,5-градусное, 8-градусный «трипель» и 6-градусный бельгийский эль. Каждый должен был дважды попробовать предлагаемый напиток и оценить его вкус. Оба раза сорт пива был один и тот же, но участники эксперимента об этом не знали. Оценивая выпитое пиво, практически все добровольцы были уверены, что дегустировали разные виды пива.

Разница между двумя порциями одинакового пива заключалась лишь в том, что каждый бокал участники исследования выпивали под новую музыкальную композицию. В результате добровольцы считали его кислее, горче или даже крепче, чем было на самом деле.

Точно такие же результаты дал эксперимент с ирисками. Обнаружилось, что низкие тона делали ириски горькими, а высокие — более сладкими, хотя все конфеты были одинаковыми.

Авторы исследования объяснили этот феномен пластичностью нашего мозга – сознание постоянно пытается подстраховать одни чувства за счет других. Однако ученые из Корнелльского университета (США) выдвинули предположение, что громкие звуки могут механически воздействовать на барабанную струну – часть промежуточного нерва, которая в том числе отвечает и за передачу информации от рецепторов, расположенных на языке.

Именно этим эффектом можно объяснить, почему еда, подаваемая в самолетах, кажется нам невкусной. Из-за сильного шума двигателей, который слышен даже в салоне, люди слабее чувствуют сладкий вкус, а вкус умами, наоборот, воспринимается более интенсивно.

Но на вкус напитка или еды может влиять не только наличие или отсутствие музыкального фона. Например, восприятие крепости кофе зависит от того, из какой кружки его пьют, точнее, от ее цвета.

Швейцарские исследователи обнаружили этот эффект еще в 1979 году. Около двухсот испытуемых пробовали совершенно одинаковый кофе из коричневой, красной, синей и желтой чашек. Почти 73% добровольцев утверждали, что кофе из коричневой посуды — самый крепкий.

40 лет спустя этот эксперимент повторили австралийские и британские ученые. Они разделили 18 испытуемых на три группы, каждой из которых предлагалось кофе либо из синей, либо из белой, либо из прозрачной кружки. Добровольцы пришли к заключению, что самый крепкий и наименее сладкий напиток оказался именно в белой посуде. А кофе из прозрачной кружки участники эксперимента расценивали как жидкий и невкусный.

Цвет посуды или упаковки влияет не только на кофе. Так, клубничный мусс, поданный на белой тарелке, казался людям на 10% более сладким и на 15%  более ароматным по сравнению с точно таким же, но на черном блюде. А соленый попкорн из красной миски испытуемые считали немного сладковатым.

Исследователи предполагают, что иллюзия более насыщенного вкуса возникает из-за цветового контраста — белая посуда делает мусс краснее, а значит, слаще и вкуснее, еда же в красной упаковке расценивается как более сахарная и калорийная. Это работает и на шоколадных батончиках. Те, на которых была зеленая этикетка, покупатели считали менее калорийными и полезными, чем конфеты в красной обертке. Хотя в обоих случаях речь шла об одних и тех же батончиках.

А вот на вкус йогурта помимо его состава влияет еще и его вес. Ученые из Оксфордского университета попросили несколько десятков добровольцев оценить вкус кисломолочного продукта. Испытуемые ели один и тот же йогурт из двух внешне одинаковых стаканчиков. Однако первый был на 71 грамм тяжелее второго, и именно его содержимое участники эксперимента сочли более вкусным и густым.

Нечто похожее происходит с кока-колой и даже обыкновенной питьевой водой. Люди, пьющие один и тот же напиток из пластиковых и стеклянных стаканов, считают, что чем тяжелее посуда, тем качественнее, вкуснее и, главное, дороже ее содержимое.

Несложно догадаться, что результаты подобных исследований особенно интересуют крупные компании, производящие продукты питания. Они же в основном и финансируют такие изыскания.