25.12.2018

Предупрежден о калориях, значит вооружен от переедания

Группа психологов и нейробиологов из Дартмутского колледжа (США) провела эксперимент с участием 42 студентов колледжа в возрасте от 18 до 22 лет, половина из которых сидела на диете, чтобы сбросить лишний вес.

Участникам последовательно демонстрировали на экране компьютера изображения различной еды, часть из которых была снабжена информацией о калорийности пищи, а часть — нет.

Картинки с изображениями чизбургеров, картошки-фри, чизкейков и так далее были взяты с сайтов популярных ресторанов быстрого питания. В каждом случае студентам нужно было оценить по шкале от одного до четырех (1 – «совсем не хочу», 4 – «очень хочу») свое желание съесть это блюдо. При этом за изменением активности различных регионов головного мозга молодых людей следили с помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии.

И те участники, которые сидели на диете, и те, кто ее не соблюдал, воспринимали еду, сопровождаемую информацией о ее калорийности, как менее аппетитную, однако у желавших похудеть этот эффект оказался даже более выраженным. Затем ученые проанализировали реакцию на изображения со стороны двух отделов мозга, связанных с пищевым поведением и входящих в так называемую «систему вознаграждения», – прилежащего ядра и орбитофронтальной коры.

Оказалось, что наличие информации о калориях меняет сценарий реагирования мозга на изображение пищи – активность системы вознаграждения подавляется, при этом параллельно происходит усиление активности областей, входящих в систему контроля поведения. Другими словами, желание съесть бургер или картошку-фри падает, когда знаешь, сколько калорий в них содержится.

Стоит отметить, что у тех, кто сидел на диете, при виде фаст-фуда система контроля включалась даже тогда, когда данные о калорийности отсутствовали. Исследователи связали этот эффект с очень сильной мотивацией участников, желавших похудеть.