Москва

Ваша корзина пуста

25.12.2018

У птиц обнаружен «стайный» иммунитет

Ученые-экологи из Лундского Университета (Швеция) выяснили, что способность птиц бороться с микробами зависит от паттернов миграции.

Как известно, осенью большинство птиц Европы и Азии собираются в стаи и летят на юг, чтобы погреться в тропическом тепле Африки. Весной они возвращаются в умеренную Палеарктическую зону, чтобы спариться и вырастить свое потомство. Исследователи захотели узнать, почему эти перелетные птицы, пролетающие огромные расстояния не заболевают птичьим гриппом.

Шведские экологи классифицировали больше 1 300 разновидностей певчих птиц, как перелетных, так и тех, которые постоянно проживают в Африке или в Палеарктической зоне.

Следующим этапом исследования стал отлов диких птиц от представительного подмножества 32 разновидностей для забора образцов крови для генетического анализа.

Исследователи искали гены, которые кодируют класс белков иммунной системы типа MHC-I, которые участвуют в распознавании болезнетворных микроорганизмов.

Как показал анализ, оседлые африканские птицы обладают самой крепкой иммунной системой. Поскольку большинство палеарктических птиц сначала улетали в тропики и затем возвращались на север, исследователи пришли к выводу, что эти разновидности птиц обладали меньшим разнообразием ген MHC-l.

По словам одного из авторов исследования, «перелетные птицы из-за своего образа жизни сталкиваются с двумя отдельными наборами болезнетворных микроорганизмов». Ученые ожидали, что у них будет наивысшее генное разнообразие из всех групп, поэтому были очень удивлены, когда обнаружили, что генное разнообразие перелетных птиц оказалось таким же, как и у подобных видов европейских птиц.

Ученые предположили, что эволюция дала перелетным разновидностям птиц преимущество в генах, отвечающих за сопротивление болезнетворным микроорганизмам, встречающихся обычно на севере, то есть там, где птицы рождаются, за счет тех, которые защищают от тропических микробов.

Другая версия, высказанная учеными, не принимавшими участие в данном исследовании, заключается в том, что перелетные разновидности птиц приобрели другие формы иммунитета, которые не являются патогенно специфическими для болезнетворных микроорганизмов.