Москва

Ваша корзина пуста

06.11.2018

В южноамериканских тропиках обнаружены остатки шоколада, приготовленного более пяти тысяч лет назад

В тропических лесах, расположенных на территории современного Эквадора, археологи из Канады и Франции обнаружили древние горшки со следами какао. Эта находка свидетельствует о том, что люди впервые попробовали шоколад около 5300 лет назад. Ранее предполагалось, что это произошло на 1500 лет позднее и совсем в другом месте – в землях верхней Амазонки.

Древние цивилизации Центральной Америки, в том числе ольмеки и майя, обрабатывали семена какао для производства напитков, которые использовали в ритуалах и пирах еще в 1900 году до н.э., согласно древним текстам и этно-историческим отчетам. Согласно одной из гипотез, эти цивилизации первыми придумали высушивать какао-стручки с дерева Теоброма, ферментировать их, обжигать и измельчать в пасту, из которой потом готовили напитки.

Однако оставалось неясным, следует ли считать начало истории шоколада именно с тех времен. Как показали исследования, генетическое разнообразие дерева какао наиболее характерно для влажных лесов верхней Амазонки. Таким образом, верхняя Амазонка - это место, где у людей была бы первая возможность использовать и культивировать Теоброму.

В ходе археологических работ на участке Санта-Ана-Ла-Флорида на юго-востоке Эквадора были обнаружены керамические изделия, в которых готовили и хранили шоколад. Сосуды представляют собой неукрашенные чаши и декорированные бутылки. Анализ обугленных остатков кулинарии, сохранившихся в сосудах, показал, что в них содержатся «зерна» крахмала такой формы, которая встречается только в стручках семян какао. В них также обнаружили химическую «подпись» теобромина – соединения, которое присутствует только в зрелых семенах какао. Еще одно доказательство было получено из анализа древней ДНК, извлеченной из керамики, которая соответствовала геномным последовательностям современных какао-деревьев.

Из полученных данных можно сделать вывод, что жители Санта-Ана-Ла-Флориды готовили шоколад в период с 5300 по 2100 гг. до н.э. На этом участке находится старейшее известное место культуры майо-чинчипе – народа, который занял западную Амазонку около 5500 лет назад. Вероятнее всего, древние люди еще не одомашнивали какао-деревья, а пользовались плодами дикой Теобромы.