Москва

  Ваша корзина пуста
    

18.01.2018

Близость друзей объясняется генетическими совпадениями

Оказывается, «социальный геном» все-таки существует. К такому выводу пришла группа ученых  из нескольких университетов США, проанализировав геномы более пяти тысяч человек.

Изучением влияния генов на формирование социальных отношений занимается относительно новая область науки - социогенетика. Недавнее исследование американских специалистов в этой области показало, что геномы друзей и даже одноклассников похожи сильнее, чем геномы случайных людей. В большей степени это касается тех участков генома, которые связаны с регуляцией когнитивных функций.

Ученые проанализировали данные, полученные при реализации программы Add Health, направленной на оценку здоровья американских школьников. Большинство участников этой программы согласились на сбор их генетического материала. В первой и второй волне Add Health школьники также отвечали на вопросы анкеты о своем окружении, в том числе называли имена своих наиболее близких друзей. Социогенетики изучили пары друзей и сравнили их с парами незнакомых людей. Всего было проанализировано около 5200 геномов.

Согласно результатом анализа, генетическое сходство в парах друзей выше, чем в парах случайно выбранных людей.

Далее были изучены отдельные участки генома, регулирующие те или иные сферы. Было обнаружено значительное сходство участков ДНК, связанных с успешностью в образовании, и при этом такого сходства не оказалось в участках, связанных с внешними характеристиками (например, ростом и весом).

Авторы исследования выдвинули два предположения о причинах такого генетического сходства между друзьями. Согласно первому из них, мы неосознанно выбираем в друзья людей, близких нам по интеллектуальному уровню, успешности в обучении — и это означает, что и соответствующие участки генома у нас похожи. Вторая гипотеза объясняет такой феномен с другой стороны: возможно, что люди чаще всего находят друзей в социальных группах, куда они уже определенных образом «отобраны», в том числе по признаку успешности обучения (школа, класс).

Чтобы проверить эти гипотезы, ученые дополнительно проверили на сходство пары геномов одноклассников, и обнаружили, что они также более схожи между собой, чем у случайных пар.