24.07.2018

Виртуальная реальность помогает побороть боязнь высоты

Пример десятая часть людей страдают акрофобией (страхом высоты), которая считается серьезным заболеванием. Специалисты из из Оксфордского университета разработали новый способ терапии, основанный на технологии виртуальной реальности (VR – virtual reality).

Медики уже используют VR для лечения депрессии, тревожных расстройств и паранойи, посттравматических расстройств, а также в ходе реабилитации больных, перенесших инсульт. Новая разработка отличается от всех существующих программ: проводником в «виртуальный мир» для пациента является не его врач, который сидит рядом, дает указания и следит за состоянием больного, а анимированный аватар. Таким образом, система консультирования стала полностью автоматической. Эта особенность позволит использовать данную программу даже дома, без необходимости посещать психотерапевта.

Пользователи погружаются в эту программу виртуальной реальности, используя гарнитуру VR – как правило, очки или шлем виртуальной реальности, – а также карманные датчики-контроллеры и наушники. Анимированный консультант проводит пациента через виртуальное 10-этажное офисное здание. С верхних этажей виден главный холл на первом этаже. На каждом уровне пользователь выполняет задания для проверки своих реакций на страх. Например, ему нужно снять кошку с дерева. От очень простых задач пациент продвигается к более сложным: например, встает на платформу, которая выезжает в открытое пространство над атриумом.

Авторы программы объясняют, что выполняя эти задания, «человек накапливает воспоминания о том, что пространство вокруг высоты безопасно, и это противодействует старым убеждениям страха».

Результаты клинических испытаний дают убедительные доказательства того, что новая программа VR помогает справиться с фобией лучше, чем вообще отсутствие лечения. Теперь исследователям нужно изучить, есть ли у VR-терапии преимущества перед традиционным методом – обычными сеансами у психотерапевта. Также им предстоит определить, как долго длится эффект новой терапии. Хотя предыдущие исследования по лечению с помощью VR показывали длительное воздействие терапии – как минимум в течение года.