28.08.2017

Детей лучше учить добру на историях про людей, а не про животных

  В книгах для детей, детских фильмах и мультфильмах, а также в играх нередко главные герои – это животные (храбрые зайцы, хитрые лисы, трудолюбивые муравьи, мыши, воробьи и т. д.). Большинство таких историй несут какую-то мораль, то есть добрые или злые звери должны объяснить ребятам, что такое хорошо, а что такое плохо. То есть дети смотрят, слушают и читают про персонажей, которые на них совсем не похожи, и вряд ли будут распространять «животные» нормы поведения на окружающих людей.

Психологи из Университета Торонто сравнили реакцию детей 4–6 лет на разные истории, которые должны были научить их делиться с другими. В одной истории действовали люди, в другой – животные, которые умеют говорить и носят человеческую одежду; была еще и третья история, в которой вообще не было никакой альтруистической морали. Перед началом чтения детям давали десяток стикеров и предлагали поделиться ими с кем-то другим; после того, как они прочитали книгу, у них снова появлялся шанс подарить кому-нибудь стикеры.

Наиболее щедрыми оказывались те дети, которые читали книгу с человеческими персонажами. А те, которые читали про антропоморфных животных, и те, которые читали историю без альтруистической морали, неохотно делились своими «сокровищами».

Исследователи также спрашивали у детей, насколько животные из книжки похожи на людей, и большинство из них отвечали, что эти животные – все-таки не люди, что им не хватает чего-то человеческого. Что до самих книг, то, по словам авторов работы, дети читали их с равным удовольствием, и никаких предпочтений по отношению к той или иной истории у них не было.

Ученые не призывают объявлять персонажей-животных вне закона, все-таки с ними удачнее получаются смешные ситуации, и некоторые сложные для ребенка вещи легче и доступнее представлять в «животном» антураже. Однако стоит помнить, что дети не всегда могут понять, что это – аллегория, и взрослым необходимо подробно объяснять, какое отношение имеет история с мышкой или лисичкой к реальному миру, окружающему ребенка.